Ответственность – это черта, которая отвечает за серьезное отношение человека к жизни. И воспитывать ее надо с детства. Как это делать? Придется потратить довольно много времени.
Объяснять последствия действий
Ребенок должен знать: если он что-то сделает, это приведет к определенным последствиям. Они могут быть позитивными или негативными.
Всегда можно использовать то, что происходит в жизни для примера. Например, не выучил урок и получил двойку. Или оделся не по погоде, замерз и заболел. Или можно просить ребенка подумать об определенной ситуации и рассказать, как он будет поступать и что произойдет, если он поступит именно так или иначе. Это поможет ребенку научиться рассуждать о связях причин и следствий.
Не отступать от правил
Это очень важно для воспитания ответственности. Причем родители должны не просто настоять на своем, но и описать последствия.
То есть, надо строго придерживаться правил и всегда объяснять ребенку, почему важно выполнять эти правила. Это основа.
Дать право на ошибку
Ошибки совершают все. И вряд ли ребенок научится ответственности, не совершая ошибок. Поэтому надо донести до него, что никто не застрахован от неудач. Но важно признавать ошибки и извлекать из них урок.
Дать возможность быть самостоятельным
Теория – это важно, но без практики ничего не получится. Поэтому надо давать ребенку возможность проявить свою самостоятельность.
Например, составить список хозяйственных дел по дому и дать ребенку. Пусть он выберет обязанности для себя и решит, как их надо правильно выполнить. Можно объяснить, как делать определенную работу, дать время на выполнение и рассказать о последствиях за ее невыполнение.
Объяснить, что такое приоритет
Конечно, ребенок постоянно хочет играть и гулять. Но приходится делать много других важных вещей: идти в садик или школу, убирать игрушки, поливать цветы и другое не очень интересное или веселое, но нужное.
Родители должны объяснить ребенку, что есть очень важные, а есть менее важные, хоть и интересные дела. И сначала надо выполнять то, что важнее. Например, выучить уроки, а после пойти гулять. Или вымыть посуду, а тогда уже поиграть.
Показывать пример
Все дети берут пример с родителей. А это значит, необходимо демонстрировать свою ответственность.
Для этого надо всегда признавать свои ошибки, думать о последствиях своих поступков, ставить приоритеты. А если иногда не получается, делиться с ребенком и показывать ему последствия своих решений.
Не спешить помогать
Всегда существует соблазн сделать что-то за ребенка (вымыть посуду, нарисовать рисунок в детский сад, одеть), но это плохая услуга. Конечно, взрослый быстрее и лучше сделает все эти дела. Однако важно, чтобы ребенок научился делать все сам. Пусть он почувствует радость, когда у него получится сделать что-то важное и сложное самому. Это повысит самооценку, научит не бояться сложностей и новых дел.
Учить справляться с трудностями
Необходимо разговаривать с ребенком о его сомнениях, нежеланиях делать что-то сложное. Конечно, всегда найдутся дела, которые хочется отложить или вообще не делать. Важно научить ребенка не отступать при трудностях. Можно начинать вместе или слегка помогать, подталкивать. А еще учить размышлять: почему трудно выполнить ту или иную задачу. И проговаривать свои мысли.
Но при этом нагрузку надо давать соответственную. Не стоит ожидать от пятилетнего ребенка, что он поступит, как десятилетний.
Ставить ребенка в ситуацию, когда приходится быть ответственным
То есть, в такую ситуацию, когда волей или неволей приходится брать на себя ответственность, принимать решения. В этом случае приходит понимание, что за него никто ничего не сделает.
Такие ситуации приучают ребенка быть ответственным. Но, конечно, он должен быть подготовлен к такой ситуации. Например, приготовить себе еду, если взрослых нет дома. Или делать уроки без помощи родителей. Или позаботиться о младшем брате (сестре), если обстоятельства этого требуют.
Что не стоит делать
Нельзя относиться к выбору ребенка неуважительно. Даже, если кажется, что подобное решение неуместно. Ребенок должен прочувствовать ответственность за свой шаг.
Не следует заставлять ребенка делать выбор, если он растерян или напуган. Лучше помочь в этот раз решить проблему. А выбор оставить на следующий раз.
Не надо перегружать ребенка ответственностью. Все должно быть в меру и соответственно возрасту. Но и постоянно помогать ему, решать за него нельзя.
И, конечно, нельзя угрожать: «не уберешь в комнате, не получишь сладкого». Лучше изменить формулировку: «вымоешь посуду и быстрее пойдем гулять».
Если ребенок проявляет инициативу, надо похвалить, а не насмехаться, даже если не согласны с подобным решением.
Родители должны помнить: ответственность – это не послушание, а умение делать выбор самостоятельно, принимать последствия своих решений.
Источник: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=22839
19.02.2021
Куплю долю в квартире Красноярск
В статье мы рассмотрим флору региона Волжского и ее удивительное разнообразие. Цветы в Волжском всегда…
Помните фильм 80-х «Танец-вспышка»? Главная героиня, Дженнифер Билз, днем работала сварщиком electrosvar.ru на сталелитейном заводе в…
Как многолетние члены общества, носящие бюстгальтеры, вы могли бы подумать, что большинство из нас не…
Вас интересуют преимущества сетевого маркетинга? МЛМ agenyz или компании сетевого маркетинга иногда имеют плохую репутацию. Вы…
Если вы управляете стоматологической практикой или зуботехнической лабораторией и не продаете лом драгоценных металлов, вы…
Мебель для отдыха - необходимый элемент каждой гостиной. Однако не все во время их выбора…
This website uses cookies.